Современная колючая проволока – основные типы

Колючая проволока, которая сейчас используется

Хотя колючая проволока была изобретена более века назад, но до сих пор является самым дешевым и эффективным средством оградить территорию. Получив распространение в США в конце XIX века благодаря сочетанию природных, политических и экономических факторов, с тех пор колючая проволока продолжает использоваться по сей день. Как и у любого другого изобретения, у колючей проволоки богатая история, не всеми страницами которой можно гордиться – наряду с охраной предприятий, границ и режимных объектов, колючая проволока использовалась для ограждения концентрационных лагерей, гетто и в других неприглядных случаях при тоталитарных режимах. В настоящее время в цивилизованных странах колючая проволока в основном используется, как и при ее изобретении, для ограждения объектов для их охраны от потенциальных злоумышленников.

За историю существования колючей проволоки было предложено сотни типов и конструкций этого, казалось бы, простого изобретения, но широко использоваться стали только самые технологичные и эффективные типы колючей проволоки. На сегодняшний день применяется всего несколько типов колючей проволоки, которые можно разделить на классическую колючую проволоку – одноосновную и двухосновную, и более современную армированную колючую ленту – скрученного и обжатого типа.

Одноосновная колючая проволока

Обычная одноосновная колючая проволока

Одноосновная колючая проволока практически не претерпела изменений с момента ее изобретения. Она представляет собой нить низкоуглеродистой мягкой проволоки, на которую через определенные промежутки навиты отрезки такой же, или меньшего диаметра, проволоки, срезанные под углом, которые и являются шипами колючей проволоки. Обычно на основу наматываются по два отрезка за раз для образования четырех шипов, направленных в разные стороны. Первое устройство для механизации производства колючей проволоки было предложено ее изобретателем – Джозефом Глидденом, что позволило существенно увеличить объемы производимой колючей проволоки, а в настоящее время процесс производства колючей проволоки полностью автоматизирован.

Одноосновная проволока обычно изготавливается из черного металла, поэтому достаточно быстро ржавеет под влиянием атмосферных осадков и других факторов. Существуют варианты оцинкованной колючей проволоки, или даже окрашенной, к примеру, в защитный цвет, но они особо не прижились из-за повышения себестоимости производства колючей проволоки, которая и так находится на пределе. Кроме того, конкуренция с более современными типами колючей проволоки поставила под вопрос развитие конструкции и улучшение эксплуатационных качеств одноосновной колючей проволоки. В настоящее время одноосновная колючая проволока используется редко.

Двухосновная колючая проволока

Обычная двухосновная колючая проволока

Двухосновная колючая проволока появилась практически одновременно с одноосновной, когда стало понятно, что прочности обычной одноосновной колючей проволоки в некоторых случаях недостаточно. Проблема была решена совершенно простым способом – новая колючая проволока имела две нити мягкой низкоуглеродистой проволоки, слегка скрученных между собой. Шипы обычно навивались только на одну из нитей двухосновной колючей проволоки, а вторая нить усиливала прочность колючей проволоки более чем в два раза, незначительно увеличивая себестоимость производства. Двухосновная колючая проволока, наряду с одноосновной, широко применялась для создания различных типов изгородей, заборов и ограждений, для ограждения территории объектов, для охраны границы и т.д. Процесс производства двухосновной колючей поволоки, как и одноосновной, был полностью автоматизирован.

Материалом для изготовления двухосновной колючей проволоки служит все та же низкоуглеродистая проволока, не обладающая высокой прочностью. Двухосновная проволока может быть оцинкованной или окрашенной в определенный цвет, но в большинстве случаев это просто черный металл, покрытый защитной смазкой, которая защищает ее от коррозии при хранении, но никак не при эксплуатации. И хотя двухосновная колючей проволоки производится до сих пор, сложно обнаружить заграждение с блестящей колючей проволокой. Также, как и одноосновная колючая проволока, двухосновная не выдерживает конкуренцию с более современными типами колючей проволоки, поэтому используется достаточно редко.

Армированная скрученная колючая лента

Современная армированная скрученная колючая лента АСКЛ

Колючая проволока нового поколения – армированная колючая лента – стала результатом сочетания технического прогресса и потребности в более эффективных средствах защиты периметра. Первым представителем армированной колючей ленты стала конструкция, в которой основой является высокоуглеродистая стальная проволока, вокруг которой обвита штампованная колючая лента. В качестве сердечника для такой колючей проволоки применяется пружинная или канатная проволока, обладающая высокой прочностью, которую достаточно сложно перекусить обычным инструментом, к тому же – оцинкованная, что позволяло значительно дольше ее эксплуатировать без снижения защитных свойств. Колючая лента штампуется из рулонной оцинкованной стали толщиной около 0,5 мм, толщина обеспечивает необходимую жесткость шипам колючей проволоки, а цинковое покрытие надежно защищает колючую ленту от коррозии.

В целом, конструкция армированной колючей ленты получилась достаточно удачной, хотя и не лишенной недостатков. Основным недостатком такой колючей проволоки скрученного типа является то, что сердечник и колючая лента являются как бы отдельными элементами конструкции, никак не соединенными между собой, кроме скручивания. И хотя сердечник такой колючей проволоки перекусить трудно, ничто не мешает перерезать намотанную на него колючую ленту и удалить ее. Многие производители скрученной колючей ленты указывают как ее достоинство более устрашающий внешний вид – но это скорее психологический эффект, чем технической преимущество. Реальным преимуществом армированной колючей ленты скрученного типа является отсутствие ограничения диаметра сердечника – можно использовать любую диаметру и прочности проволоку, в разумных пределах, естественно. Но некоторые украинские производители армированной колючей ленты предлагают более совершенную обжатую армированную колючую ленту на основе 4 мм и более пружинной проволоки, которая превосходит скрученную по всем параметрам. Армированная колючая лента скрученного типа используется достаточно широко, но теряет позиции перед более современным вариантом колючей проволоки.

Армированная обжатая колючая лента

Современная армированная колючая лента АКЛ

Армированная колючая лента обжатого типа является на сегодняшний день наиболее совершенным типом колючей проволоки. Обжатая армированная колючая лента, также, как и скрученная, производится из высокоуглеродистого сердечника из прочной пружинной стали и штампованной колючей ленты с острыми режущими шипами, изготовленной из оцинкованной стали. Но на этом сходство этих двух типов колючей проволоки заканчивается – далее колючая лента обжимается на специальном вальцовочном оборудовании вокруг сердечника, образуя с ним практически единое целое. И в результате получается конструкция, превосходящая все другие типы колючей проволоки по эксплуатационным качествам. Армированная колючая лента обжатого типа лишена недостатка скрученной – отделить колючую ленту в ней от сердечника практически нереально. Так же, как и скрученная колючая лента, обжатая не боится коррозии, поскольку изготовлена из оцинкованных материалов, и обладает большой прочностью, которую обуславливает не только прочность самого сердечника, но и обжатой вокруг него колючей ленты.

Большинством производителей предлагается армированная колючая лента обжатого типа на основе высокоуглеродистой проволоки небольшого диаметра (около 2,5 мм) – для бытового использования этого вполне достаточно. Но для более серьезных задач по охране ответственных объектов колючая проволока, которую можно перекусить специальным инструментом не всегда подходит. Но изготовление армированной обжатой колючей ленты связанно с рядом технических сложностей, которые не все производители решают. Это и изготовление специальной колючей ленты с шириной внутренней полосы, достаточной для обжатия сердечников большого диаметра, и сам процесс вальцовки пружинной проволоки, которая с увеличением диаметра ведет себя неуправляемо. Поэтому обычно, когда необходимо изготовить спиральное заграждение более метра-полутора, основная масса производителей колючей проволоки предлагает использовать скрученную ленту, а за изготовление спиралей диаметром два метра и более вообще редко кто берется. Тем не менее, есть предприятия, производящие именно армированную колючую ленту обжатого типа большого сечения и спиральные заграждений из нее более двух метров в диаметре.

Обзоры