Спираль Бруно – прототип современных колючих заграждений

Монтаж спирали Бруно на ограждение

Спираль Бруно является прототипом наиболее распространенного типа современных колюче-режущих заграждений из армированной колючей ленты. Но появилась она задолго до изобретения армированной колючей ленты – в начале XX века во время Первой мировой войны, когда колючая проволока наиболее часто использовалась в боевых действиях. С тех пор конструкция спирали Бруно практически не изменилась, только старую колючую проволоку заменила современная колючая проволока – армированная колючая лента.

Колючая проволока на поле боя Первой мировой войны

В этот период колючая проволока устанавливалась вдоль линии фронта полосами огромной ширины, превращая активные боевые действия в позиционные – из-за заграждений из колючей проволоки тяжело было предпринимать какие-либо активные действия. Колючая проволока натягивалась на столбы, образуя многокилометровые заборы, а тогда, когда нужны были заграждения, которые можно быстро установить и убрать, колючая проволока натягивалась на деревянный каркас на подобие противотанковых ежей, образуя объемную колючую конструкцию. Но все эти конструкции имели существенные недостатки – заборы из колючей проволоки можно было достаточно быстро преодолеть, либо перекусив несколько нитей натянутой проволоки, либо набросив что-либо поверх заграждения. Деревянные конструкции с колючей проволокой были эффективными, но громоздкими при транспортировке.

Заграждения из колючей проволоки времен Первой мировой войны

Кто и когда именно изобрел спираль Бруно – не известно, но простота, высокая эффективность и удобство установки сразу обратили на себя внимание, и спираль Бруно стала широко использоваться, особенно в тех случаях, когда заграждения из колючей проволоки нужно было быстро установить. Объемная колючая конструкция не нуждалась в дополнительных опорах, а спиральные витки запутывали любого, кто попытается перебраться через это заграждение.

Спираль Бруно из колючей проволоки

Спираль Бруно представляет собой бухту колючей проволоки, намотанную виток к витку, а не в навалку. Это позволяет скреплять между собой соседние витки проволокой в нескольких точках. Поскольку используется непрерывная нить колючей проволоки, а не отдельны кольца, количество точек скрепления всегда нечетное – 3, 5, 7 и более скреплений на виток спирали. Изготавливалась спираль Бруно достаточно просто – намотанные на деревянный барабан витки колючей проволоки скреплялись попарно, затем барабан проворачивался на часть оборота, и скреплялись витки, которые до этого не были скреплены. Точки скрепления колючей проволоки располагались в шахматном порядке, а линии скрепления были отмечены на деревянном барабане, что позволяло изготавливать спираль Бруно достаточно быстро.

Забор из колючей проволоки и спираль Бруно

Заготовленные заранее бухты спирали Бруно можно было легко транспортировать, как обычную колючую проволоку, а для установки нужно было всего лишь растянуть бухту и закрепить ее концы на грунте. Для надежности витки спирали также крепили к кольям, вбитым в грунт – это повышало прочность спирального заграждения и не позволяло оттащить спираль Бруно в сторону. Обычно спираль Бруно устанавливалась не в один, а в 2-3 ряда, что делало такое заграждений из колючей проволоки непреодолимым для пехоты. В длину спирали также могли скрепляться между собой, образуя бесконечные ряды витков колючей проволоки без каких-либо промежутков.

Современная спираль Бруно – спиральный барьер безопасности

Колюча проволока, которая использовалась в конструкции спирали Бруно, сейчас практически не применяется, поскольку армированная колючая лента эффективнее по всем параметрам – от прочности до долговечности. Поэтому современные колючие заграждений изготавливают из армированной колючей ленты, в том числе и спираль Бруно, которая сейчас носит название спирального колюче-режущего заграждения или спирального барьера безопасности. Свойства армированной колючей ленты позволяют изготавливать спирали различного диаметра с различным количеством скоб, чтобы обеспечить максимальную эффективность конкретного колючего заграждения.

Статьи История