Колючая лента – история и современность

Колюче-режущая лента

В настоящее время в время основным элементом большинства инженерных систем защиты периметра является армированная колючая лента обжатого типа. В зависимости от страны-производителя, особенностей технологии изготовления и других факторов, армированная колючая лента отличается в некоторых деталях, но ее общей особенностью является два компонента – армирующий элемент и, собственно, колючая лента. Именно о колючей ленте и ее особенностях и пойдет речь дальше.

Толщина, ширина, форма лезвий колючей ленты и другие ее параметры отличаются у разных производителей. В Соединенных Штатах разработку колючей ленты вели в одном направлении, в Европе – немного в другом, в Советском Союзе – в третьем, а Китай, в конце концов, стал использовать наработки всех других стран, максимально удешевив их. В настоящее время наиболее эффективные типы армированной колючей ленты используют в своем составе колючую ленту, близкую по техническим характеристикам к разработанной в первой половине 80-х годов XX века в Советском Союзе.

Фрагмент патента Джозефа Глиддена на забор из колючей проволоки

С момента изобретения колючей проволоки Джозефом Глидденом еще в XIX века, ее конструкцию постоянно пытались улучшить и модернизировать, но большинство модификаций колючей проволоки было предложено самим ее изобретателем, и именно они прослужили более сотни лет, не претерпевая особых изменений, что говорит об оптимальности ее конструкции. Но ближе к концу XX века колючая проволока уже не справлялась со своими задачами, особенно в сфере обороны. Поэтому в СССР в начале 80-х годов профильным научно-исследовательским институтам была поставлена задача разработать более эффективный аналог колючей проволоки.

Если с несущим элементом новой колючей проволоки все было предельно ясно – мягкая проволока требовала замены на более прочную высокоуглеродистую, то оптимальную конструкцию шипов разрабатывали не один год. Было предложено множество вариантов – шипы как отдельные элементы, крепящиеся к стальной ленте, тонкая лента с длинными шипами по одной стороне, навиваемая сердечник и многие другие. Но большинство таких вариантов колючей ленты было или недостаточно прочным, или недостаточно технологичным, поэтому разработка оптимальной конструкции колючей ленты продолжалась до середины 80-х годов.

Варианты разработок конструкции армированной колючей ленты 80-х годов в Советском Союзе

Над конструкцией колючей ленты работал Научно-исследовательский институт специальной техники Министерства внутренних дел СССР, специализирующийся на разработке, испытании, сертификации, внедрении и модернизации специальной техники для органов внутренних дел и внутренних войск. Институт имел собственную производственную базу для производства опытных партий образцов специальной техники, и первые образцы советской колючей ленты были изготовлены именно на его производственных мощностях.

Было решено максимально оптимизировать процесс производства колючей ленты, в то же время предусмотрев все особенности, отвечающие за ее эффективность и возможность ее использования в различных вариантах. Так появилась оптимальная конструкция колючей ленты и в течение нескольких лет было налажено ее производство. Колючая лента предназначалась для использования Главным управлением внутренних войск, Главным управлением исправительно-трудовых учреждений, Главным управлением лесных исправительно-трудовых учреждений, а также широко применялось инженерными войсками министерства обороны.

Разработанная тогда колючая лента имела простую и технологичную в производстве конструкцию. Она представляла собой длинную полосу из оцинкованной стали с симметрично расположенными рядами обоюдоострых шипов-лезвий, по обоим сторонам. Острота шипов обеспечивала намного лучшее зацепление, чем у шипов обычной колючей проволоки, а ленточная конструкция шипов дополняла колющий эффект режущим, который полностью отсутствовал у обычной колючей проволоки. Шипы лезвий были направлены навстречу друг другу, что тоже усиливало эффективность колючей ленты. Зацепившись за такую колючую ленту, было очень сложно от нее отцепиться – шипы поочередно входили в зацепление с нарушителем, не позволяя ему избавиться от колючей ленты. Прочность колючей ленте давала сталь толщиной порядка 0,5 мм и шириной около 20 мм, обеспечивающая достаточную прочность на разрыв, а долговечность – цинковое покрытие, эффективно защищающее колючую ленту от коррозии в течение десятков лет.

Чертеж армированной колючей ленты, разработанной в 80-е годы в СССР

Эта конструкция колючей ленты оказалась настолько оптимальной, что стала основой для новых разработок в области инженерных систем защиты периметра не только на постсоветском пространстве, но и в других странах – колючая лента похожего типа используется странами НАТО (razor wire, nato-draht) для охраны гражданских и военных объектов. Была улучшена технология производства колючей ленты, оптимально подобраны ее конструктивные элементы, отвечающие за эффективность, но основные параметры – материалы, основы конструкции и внешний вид остались близкими к старым советским разработкам. Видимо, как и изобретение Джозефа Глиддена, основа конструкции колючей ленты оказалась оптимальной, и доработать ее можно только в некоторых деталях.

Колючая лента (без армирования), натянутая поверх забора из сварной сетки

Изначально колючая лента использовалась как самостоятельный элемент защиты периметра или наматывалась на сердечник из высокоуглеродистой стали, образуя армированную скрученную колючую ленту. В настоящее время колючая лента в основном используется для изготовления армированной колючей ленты обжатого типа – такая конструкция обеспечивает максимальную прочность, надежность и эффективность применения колючей ленты для охраны любых объектов гражданского или оборонного назначения.

Установка спиральных заграждений из армированной колючей ленты солдатами НАТО

Спиральное заграждение Егоза на украинской границе

Статьи История