Проект Стена или Европейский вал

Колючая проволока и забор на границе с Россией в рамках проекта Стена

Проект Стена или Европейский вал – комплексная система оборонительных сооружений, технических средств контроля, специального оборудования и заграждений из колючей проволоки на границе Украины с Россией. Начало строительства защитных сооружений на границе было озвучено 3 сентября 2014 года премьер-министром Украины Арсением Яценюком, и тогда же были выделены первые средства на обустройство границы с Россией и прилегающей к ней территории.

Что же представляет собой проект Стена?

Во-первых, то, что крепостной стены на всей протяженности границы Украины с Россией нет и быть не может. Речь идет о минимально необходимых мерах, которые позволят превратить линию на карте из проходного двора в границу, перемещение через которую возможно контролировать. Речь идет именно о наблюдении и контроле, а не о линии обороны протяженностью более 2000 км, как многие хотят себе представлять.

В рамках проекта Стена возводятся и будут возводиться различные сооружения, которые не позволяют пересечь границу незамеченным и облегчают пограничникам контролировать государственную границу.

Забор, колючая проволока, рокадная дорога, контрольно-следовая полоса, наблюдательная вышка и пограничный патруль на границе Украины с Россией

В общем случае, в состав пограничного комплекса могут входить:

  • металлический забор с колючей проволокой Егоза
  • наземные заграждения из колючей проволоки Егоза
  • малозаметное препятствие (путанка, МЗП)
  • противотранспортный ров с земляным валом
  • рокадная дорога вдоль границы
  • наблюдательные вышки с оптико-электронным оборудованием
  • опорные пункты и огневые позиции
  • системы сигнализации и видеонаблюдения
  • и еще много чего другого – от бронетехники до личной экипировки пограничников.

Но не на всех участках границы есть смысл в обустройстве укреплений по всему списку. К примеру, на участках государственной границы, проходящей по рекам и другим глубоким водным преградам, нет смысла рыть рвы и устанавливать заборы – достаточно будет контрольно-следовой полосы, систем видеонаблюдения и сигнализации, а на ответственных участках плотность расположения камер должна быть выше, чем на более спокойных.

Государственная пограничная служба еще в 2014 году предложила варианты обустройства различных участков границы. Здесь стоит напомнить, что в проект Стена входит не только граница Украины с Россией, но и участки на границе с Крымом и Приднестровьем. Кроме того, в Донецкой и Луганской областях граница должна быть усилена.

Предложение погранслужбы по оборудованию границы на участках Харьковской, Сумской и Киевской областей

Предложение погранслужбы по оборудованию границы на участках Донецкой и Луганской областей

Предложение погранслужбы по оборудованию границы на участках с водными преградами

Предложение погранслужбы по оборудованию границы с Крымом

Время и меняющиеся обстоятельства внесли в конструкцию Стены свои коррективы, кроме того, сам проект Стена по состоянию на март 2019 года далек от завершения, поэтому трудно сказать заранее, как будет выглядеть обустроенная граница Украины с Россией и неконтролируемыми территориями.

Финансирование проекта Стена

В 2014 году премьер-министром Украины и начальником пограничной службы Украины были озвучены две суммы, необходимые, по их мнению, для реализации проекта Стена – 8 и 8,4 миллиарда гривен соответственно. Планируемый срок реализации проекта Стена – 4 года, с 2014 по 2018 год. Но не все так стало, как хотелось. Проект Стена, получивший вначале нормальное финансирование, постепенно стал получать все меньше и меньше средств для его выполнения. Так, вместо необходимых 8-8,4 миллиардов гривен (в ценах на материалы и при зарплатах 2014 года) на его реализацию, было решено потратить на обустройство границы… ровно в два раза меньше – всего 4 миллиарда гривен, существенную долю которых «съела» как инфляция, так и увеличение стоимости выполнения работ из-за увеличения минимальной заработной платы.

Кроме того, в процессе строительства заграждений на границе были выявлены хищения на сумму, как предполагалось, около 100 миллионов гривен, но до окончания следствия эта сумма существенно «похудела» – до всего 17 миллионов, что никак не могло существенно повлиять на строительство оборонительных сооружений и заграждений из колючей проволоки на границе с Россией.

Но урезание бюджета проекта Стена и злоупотребления при его реализации – это цветочки по сравнению с главным фактором, затормозившим обустройство границы. Если бы средства, запланированные для строительства оборонительных сооружений, закупку электроники и другого оборудования, строительство рвов, заборов, заграждений из колючей проволоки и выполнение других работ, выделялись в полном объеме, как было запланировано, то проект Стена был бы завершен при начальном бюджете в 2018 году, а при урезанном в двое – запланирован к завершению в 2020 году.

Но количество фактически выделенных на проект Стена средств на конец 2017 года составило 1,1 миллиарда гривен, из которых было использовано только 800 миллионов. На 2018 планировалось профинансировать «Стену» еще на 500 миллионов, использовав, в том числе, 300 миллионов из предыдущего периода. Сколько из этой суммы реализовано для границы, пока не известно. Но уже известно, что в бюджете на 2019 уже заложено 400 млн гривен на проект Стена, а конечный срок его реализации перенесли уже на 2021 год.

Даже если предположить, что в 2018 году 500 миллионов гривен было выделено и использовано, по состоянию на начало 2019 года это составляет 1,3 миллиарда гривен – т.е. проект Стена относительно первоначального бюджета в 8-8,4 миллиардов и срока сдачи в 2018 году был профинансирован всего на 16%, а относительно урезанного в два раза – примерно на 33%, все вопросы по готовности проекта Стена сразу отпадают.

В начале февраля 2019 года погранслужба Украины отчиталась от готовности работ по проекту Стена по всей протяженности границы с Россией на 30%, что полностью совпадает с приведенными выше расчетами по финансированию проекта. Или можно считать, что на данный момент профинансировано и построено всего 16% от того проекта, который был предложен в самом начале.

В марте 2019 года погранслужба Украины сообщила об ускорении работ по обустройству границы с Россией – благоприятные погодные условия и возобновление финансирования позволили продолжить строительные и земляные работы. В случае получения финансирования из бюджета в полном объеме (400 миллионов гривен), в 2019 году планируется установка заборов, колючей проволоки, обустройство противотанковых рвов и строительство рокадных дорог вдоль некоторых участков границы. Также запланировано оборудование границы системами видеонаблюдения и сигнализации.

Хронология проекта Стена

Работы в рамках проекта Стена ведутся с осени 1014 года и продолжаются по сей день.

Проект Стена по состоянию на декабрь 2014 года

По оценке Государственной пограничной службы, стоимость реализации проекта Стена по обустройству границы с Россией составляет 8,4 млрд гривен. На первом этапе в 2014 году планировалось потратить 100 миллионов гривен, в 2015 году – 2,67 миллиарда гривен и в 2016 году – еще 5,5 миллиардов гривен. Стоимость одного километра сооружений в рамках проекта Стена оценивалось в 3,7 млн гривен. На этот момент пограничникам уже было выделено для обустройства Стены 235 миллионов гривен, предоставленных финансовыми структурами Европейского союза. К концу ноября 2014 года было частично обустроено около 135 км границы – выкопаны противотанковые рвы, начата установка колючей проволоки и строительство других заграждений.

Проект Стена по состоянию на февраль 2016 года

В рамках проекта Стена в 2015 году на границе с Россией были вырыты противотанковые рвы протяженностью в 230 км в Черниговской и Харьковской областях. Кроме того, на границе этих областей с Россией установлено 72 км забора с колючей проволокой, проложено 115 км рокадных дорог, а также обустроено 10 огневых позиций и пять опорных пунктов. На выполнение работ из государственного бюджета было выделено 400 млн грн.

Проект Стена по состоянию на сентябрь 2016 года

Объем работ по строительству Стены на границе с Россией выполнен на 10,5% от запланированного. Бюджет проекта урезали в два раза – теперь стали называть сумму в 4 миллиарда гривен вместо более 8 миллиардов, заложенных в него изначально. На сентябрь 2016 на проект Стена потрачено всего чуть больше 400 миллионов гривен. По данным погранслужбы Украины, в 2016 году на строительство стены планируется выделить 200 миллионов гривен из бюджета. В связи с ограниченным финансированием срок завершения проекта перенесли на 2020 год.

Проект Стена по состоянию на февраль 2017 года

На строительство Стены на границе с Россией потрачено около 600 миллионов гривен, что составляет чуть больше 5% от первоначального бюджета и около 11% от урезанного. Для завершения обустройства российско-украинской границы необходимо еще 3,4 миллиарда гривен. Арсений Яценюк по этому поводу привел пример, сравнивая проект Стена и американский забор на границе с Мексикой. «1 км стены на границе с Мексикой обойдется США около $10 млн (3200 км), это в 30–40 раз дороже, чем тот проект, который имеется в Украине» – сказал бывший премьер-министр Украины, положивший начало проекту Стена.

Проект Стена по состоянию на июнь 2017 года

В рамках проекта Стена уже оборудовано более 270 км противотранспортных рвов, почти 170 км рокадных дорог и более 83 км металлического забора с колючей проволокой Егоза. Также на границе установлены комплексы видеоконтроля и сигнализации. Общий объем работ по проекту Стена составляют 14% от запланированных.

Проект Стена по состоянию на июль 2017 года

В связи с проектом Стена начал развиваться коррупционный скандал – по данным прокуратуры, в течение 2016–2017 годов должностные лица ГПС Украины и субъекты частного сектора экономики при выполнении работ по оборудованию границы с Россией в по проекту Стена могли присвоить бюджетные средств в сумме более 100 миллионов гривен при закупке товаров, работ и услуг.

Проект Стена по состоянию на август 2017 года

На этот момент по проекту Стена выполнены следующие работы – прорыто 275 км противотанковых рвов, обустроено 47 км контрольно-следовых полос, 84 км ограждений – металлический забор и колючая проволока Егоза, проложено 180 км рокадных дорог. Но пограничная служба Украины жалуется на хроническое недофинансирование проекта Стена – в 2015-2016 годах профинансировано всего 600 миллионов гривен, а планировалось выделить более 2 миллиардов, в 2017 предполагается выделить еще 500 миллионов, но это чуть больше половины потребности на этот год. Кроме того, продолжается расследование возможных хищений по проекту Стена. На этот момент задержано восемь человек, которых подозревают в хищении около 17 миллионов гривен. Около месяца назад Генеральная прокуратура называла значительно большую сумму – более 100 миллионов гривен.

Проект Стена по состоянию на июнь 2018 года

В 2018 году Государственной пограничной службе Украины на проект Стена на этот момент выделили около 160 миллионов гривен. За весь период реализации проекта Стена, в его рамках были выполнены следующие работы – прорыто 275 км противотанковых рвов, установлено 99 км заграждений – забор и колючая проволока Егоза, проложено 194 км рокадных дорог, сооружено 27 переходов через овраги, обустроено 64 км контрольно-следовой полосы. Также было развернуто четыре комплекса видеоконтроля и сигнализации, установлено шесть металлических наблюдательных вышек и приобретено другое оборудование.

Проект Стена по состоянию на февраль 2019 года

Проект Стена реализован на 30% – об этом сообщила Государственная пограничная служба Украины в начале февраля 2019 года. На некоторых участках границы работы практически завершены – к примеру, в Харьковской области, а на некоторых находятся на начальной стадии. Работы по установке заборов, колючей проволоки и других сооружений выполнены в рамках финансов, выделенных на строительство Стены.

Проект Стена по состоянию на март 2019 года

С марта 2019 года работы по реализации проекта Стена ускорились, этому поспособствовали погодные условия и возобновление финансирования. Ведутся работы по обустройству границы в Луганской области – устанавливается колючая проволока и заборы, прокладываются рокадные дороги, роются противотанковые рвы. С начала 2019 года уже вырыто около 4,5 км противотанковых рвов и установлено около 6 км колючей проволоки Егоза.

Окончание работ по проекту Стена запланировано на 2021 год при условии его полного финансирования из бюджета Украины.

Обзоры Проект Стена Украина Россия Граница