Колючая проволока против пиратов – практика защиты морских судов от захвата пиратами

Танкер с установленным спиральным ограждением из колючей проволоки

Колючая проволока, как оказалось, вполне может использоваться для защиты крупных морских судов от нападений пиратов. Такое, казалось бы, необычное применение колючей проволоки, тем не менее, вполне обосновано. Колючая проволока, начиная с момента ее изобретения, использовалась для создания ограждений, так почему же судно в открытом море не может быть ограждено той же колючей проволокой. Естественно, что использовать колючую проволоку на судах по аналогии с сушей нельзя – никто не станет вкапывать столбы для забора из колючей проволоки в палубу и борта судна. Использование колючей проволоки на судах породило множество конструктивных решений по ее установке, как кустарных, так и специально разработанных для этой цели. Использование колючей проволоки для защиты судов от пиратов показало свою эффективность, особенно в период наибольшей активности сомалийских пиратов.

Колючая проволока, установленная на борту судна для защиты от пиратов

История с сомалийскими пиратами уходит корнями далеко в прошлое. Желание Советского Союза по всему миру вести борьбу с «мировым империализмом» зачастую выливалось в накачивание недостаточно развитых стран огромным объемом советского оружия. Так произошло и в Сомали, когда дружественному советам сомалийскому народу было передано оружие для борьбы с дружественным США народом Эфиопии. Как обычно, ни к чему хорошему ситуация «обезьяны с гранатой» ни привела, и через какое-то время тому же Союзу пришлось воевать со своими бывшими друзьями при помощи бывших друзей США. В результате с Сомали началась затяжная гражданская война, логическим шагов в которой было свержение в 1991 году президента Сомали. После этого наступил длительный хаос и полное беззаконие, страна развалилась на небольшие кусочки, которые контролировали самопровозглашенные правители.

Сомалийский пират с автоматом на фоне ржавого остова судна

Как показывает история, внутренние проблемы страны, если их не решать, становятся проблемами внешними, и через полтора десятка лет после свержения президента Сомали, информационные агентства всего мира запестрели сообщениями о захвате судов в Аденском заливе сомалийскими пиратами. Бывшие рыбаки, вооруженные группировки и местные коррумпированные власти объединились и поставили бизнес по получению выкупов за заложников и товар на судах на поток. Наибольший расцвет пиратство в этом регионе получило в период примерно с 2005 по 2012 год, когда сомалийскими пиратами было захвачено максимальное количество суден. В этот же период для защиты судов стала использоваться колючая проволока. И хотя проблема с сомалийскими пиратами была решена, возможно, не самым гуманным, но эффективным способом (СМИ связывают с этим деньги из ОАЭ и основателя Blackwater / Academi Эрика Принса ), морские пираты и колючая проволока на судах никуда не делась – риск захвата судна пиратами сохранился, к примеру, в регионе Нигерии и Гвинеи.

Спиральное заграждение, закрепленное над бортом судна

Поскольку риск захвата пиратами сохранился, необходимость надежных системах защиты сохранилась. Хотя предлагалось множество вариантов защиты судов – от обычной колючей проволоки до экзотических лазерных или микроволновых систем, наиболее эффективным решением, как обычно, оказалось самое простое. Поскольку большинство пиратов передвигалось на быстроходных, но небольших лодках и катерах, уязвимых мест у танкеров или контейнеровозов было всего два – скорость хода и высота бортов. Со скоростью хода судна сделать ничего нельзя, а вот усилить борта судна, затруднив проникновение извне, вполне можно. Колючая проволока, установленная вдоль бортов судна, значительно затрудняла возможность взобраться на судно из небольшой лодки, да еще и на полному ходу.

Спиральное заграждение из колючей проволоки, установленное вдоль борта судна

Варианты установки колючей проволоки на судах очень отличались друг от друга. В самом просто случае вдоль борта натягивалась обычная колючая проволока, известная еще со времен Глиддена, или даже просто проволока в несколько рядов, которая мешала перебраться через борт. Для более серьезной защиты использовались спиральные заграждения из современной колючей проволоки – армированной колючей ленты, которые в один или несколько рядов натягивались вдоль борта судна. Основная масса колючих заграждений на судах устанавливалась стационарно, но также были разработаны несколько типов заграждений из колючей проволоки, которые можно было устанавливать только в случае опасности захвата судна пиратами – например, система Антипират (Украина) или Anti Boarding Device (Южно-Африканская Республика).

Система Anti Boarding Device против пиратов

Практика использования колючей проволоки для защиты судов от пиратов показала ее эффективность, особенно в период, когда сомалийские пираты захватывали суда десятками в месяц. Колючая проволока, установленная на суда, в сочетании с умелыми действиями экипажа судна, использующего пожарные шланги и другие подручные средства, позволяла уйти от преследования пиратами, не позволив им подняться на борт, даже если скорость судна не позволяла ему уйти от преследования быстроходными, но имеющими ограниченный ресурс хода, лодками. И, поскольку опасность, исходящая от пиратства в мировом океане, остается, сохраняется и необходимость в системах защиты судов от этой опасности – в колючей проволоке или более продвинутся системах.

Колючая проволока и водометы – эффективное средство защиты судна от захвата пиратами

Статьи